Назад к списку

Хромирование гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания

Одним из способов восстановления гильз цилиндров внутреннего сгорания является устранение износа внутренней поверхности цилиндра. Хромирование гильзы цилиндра внутреннего сгорания не только восстанавливает изношенную поверхность, также повышается износоустойчивасть и антифрикционные свойства, поршневые кольца работают лучше.


Технология износостойкого хромирования гильз цилиндров 

1. Последовательность технологических операций при износостойком хромировании гильз цилиндров 

Технологический процесс восстановления внутренних поверхностей гильз цилиндров двигателей автомобилей и тракторов методом проточного хромирования в холодном саморегулирующемся электролите включает следующие операции: 

  1.  Промывка и дефектовка гильз. 
  2. Механическая обработка (расточка, хонингование, механическое нанесение углублений, окончательное хонингование до параметра шероховатости Ra=0,08 … 0,32 мкм). 
  3. Обезжиривание деталей в органическом растворителе с последующей промывкой в горячей и холодной воде. 
  4. Обезжиривание внутренней поверхности гильз венской известью и повторная промывка гильз в холодной проточной воде. 
  5. Химическое травление гильз в 5%-ном растворе плавиковой кислоты в течение 3 … 4 минут с последующей тщательной промывкой деталей в горячей и холодной воде. 
  6. Монтаж гильз на анодное приспособление установки хромирования. 
  7. Анодное декапирование гильз в рабочем электролите хромирования при анодной плотности тока 40 … 50 А/дм2 в течение 45 сек.
  8. Хромирование гильз цилиндров в электролите следующего состава: ангидрид хромовый 400 г/л; кальций углекислый 65 г/л; кобальт сернокислый 20 г/л. Режим осаждения покрытий: катодная плотность тока 80 … 120 А/дм2, рабочая температура электролита 18 … 25°С, межэлектродное расстояние 15 … 20 мм, скорость протока электролита 1 … 1,2 м/сек. 
  9. Демонтаж гильз и промывка в горячей и холодной воде. 
  10. Обезводораживание хромированных гильз в сушильном шкафу при температуре 150 … 200°С в течение 1 … 1,5 час. 
  11. Механическая обработка. Рекомендуемый способ хромирования позволяет наносить слой хрома высокой равномерности (конусность хромированных гильз не превышает 0,02 мм). Поэтому в качестве механической обработки гильз после хромирования требуется лишь хонингование для получения шероховатости поверхности с параметрами Ra=0,08 … 0,32 мкм. 
  12. Контроль и сортировка гильз по размерным группам. 
  13. Консервация гильз смазкой УН ГОСТ 782-53.


2. Особенности технологического процесса

1. Влияние режимов электролиза на равномерность и скорость осаждения хромовых покрытий

С повышением плотности тока Dk при проточном хромировании от 6 до 16 кА/м2 скорость осаждения хрома увеличивается со 125 до 350 мкм/час.

С увеличением температуры электролита скорость осаждения хрома снижается. Такую зависимость можно объяснить тем, что в условиях повышенных температур нарушается соотношение между CrO3 и посторонними анионами.

3. Режим осаждения и свойства хромовых покрытий

Наиболее гладкие осадки хрома высокой равномерности получаются при следующих режимах электролиза: Dk=100 … 140 А/дм2; температура электролита 18 … 20°С; Lмэ=15 … 20 мм; Vэ=1 … 1,2 м/сек. При этих режимах хромирования скорость осаждения составляет 180 … 335 мкм/час, а выход хрома по току 39 … 48%. 

При проточном хромировании в холодном саморегулирующемся электролите микротвердость хромовых покрытий выше микротвердости осадков, полученных в стационарных условиях на 20 … 25% и достигает (в зависимости от условий электролиза) 8000 … 9300 МН/м2. С повышением плотности тока микротвердость осадков хрома увеличивается от 7200 МН/м2 при Dk=60 А/дм2 до 8700 МН/м2 при Dk=160 А/дм2. С увеличением температуры электролита от 15 до 30°С микротвердость покрытий резко снижается (от 9200 до 8000 МН/м2), дальнейшее увеличение температуры до 40°С уменьшает микротвердость до 7000 МН/м2. 

Предварительное травление восстанавливаемых деталей из серого чугуна в растворе плавиковой кислоты повышает прочность сцепления хромового покрытия с основным металлом. Максимальная прочность сцепления хрома с чугуном (210 Н/м2) достигается при травлении в 5%-ном растворе плавиковой кислоты в течение 3 … 4 мин с последующей крацовкой металлической щеткой. Условия анодной обработки, при которых обеспечивается высокое сцепление хромового покрытия с чугуном, следующие: анодная плотность тока 40 … 50 А/дм2, продолжительность декапирования 45 сек. 

Режимы электролиза для осаждения осадков с максимальной износостойкостью восстановленных поверхностей деталей: плотность тока 100 … 120 А/дм2, температура электролита 18 … 25°С, скорость протока электролита 1,2 м/сек. 

Хромирование гильз цилиндров приведенным способом разработано Отраслевой научно-исследовательской лабораторией при Кишеневском сельскохозяйственном институте им. М.В. Фрунзе.

4. Требования к конструкции анода

Аноды отливают из трехкомпонентного сплава свинец-олово-сурьма (85, 10 и 5% соответственно). Различное межэлектродное расстояние от 5 до 30 мм задается путем изменения диаметра анода. Скорость протока электролита от 0 до 2 м/сек.

5. Требования к оборудованию установки хромирования

Все узлы, коммуникации, запорная арматура установки для хромирования изготовлены из титана марки ВТУ-0 ГОСТ 19807-74, что позволяет поддерживать чистоту электролита. В качестве источника тока используют выпрямитель ВАКГ 12/6-1600.
  

Первоисточники:

Первоисточником для статьи послужила книга «Справочник по восстановлению деталей» (автор - Воловик Е.Л.).

https://web.archive.org/web/20161017213133/http://galvplat.ru/art363.htm